Шлагбаум — это устройство, предназначенное для контроля и ограничения доступа автомобилей на определенную территорию. Ограждающее оборудование оснащено стрелой, которая поднимается и опускается, позволяя или запрещая проезд транспортных средств.
Шлагбаум ограничивает доступ для обеспечения безопасности и исключения несанкционированного проникновения, позволяет отрегулировать поток транспорта, особенно в местах с высокой проходимостью. Но государственная закупка, установка, настройка шлагбаума требует соблюдения установленного законодательством порядка, согласования с соответствующими органами власти.
Шлагбаум через систему госзакупок приобретается для различных сфер, где требуется контроль доступа, ограничение проезда:
- государственные учреждения, ведомства;
- образовательные учреждения;
- поликлиники, медцентры;
- спортивные объекты;
- культурные учреждения (театры, концертные залы);
- промышленные предприятия;
- транспортные узлы (аэропорты, вокзалы);
- территория жилых комплексов;
- парковки и стоянки;
- объекты критической инфраструктуры (электростанции, склады горюче-смазочных материалов и прочие объекты, требующие повышенной безопасности).
Как проходит подготовка к госзакупке шлагбаума?
Для начала следует провести общее собрание или совещание для принятия решения о необходимости установки шлагбаума. После этого будет назначено ответственное лицо или группа лиц, которая станет заниматься процессом закупки устройства.
Затем необходимо определить основные требования к шлагбауму:
- Тип управления (гидравлический, механический). Гидравлическое ограждающее оборудование предназначено для мест с невысокой интенсивностью автомобильного движения, поскольку ему требуется больше времени на подъем и последующее опускание стрелы. Электромеханический шлагбаум отлично подходит для территорий с большим потоком транспортных средств. Но гидравлические устройства могут давать сбои в холодное время года, когда температура воздуха опускается ниже отметки -10°.
- Длина стрелы. Средний размер составляет от 3 до 5 метров. Если необходимо использовать шлагбаум большей величины, тогда в этом случае уже нужно установить 2 устройства.
- Материал изготовления. Востребованы алюминиевые стрелы для шлагбаума, а также оцинкованные модели, поскольку они не подвержены ржавчине, имеют хорошие антивандальные качества, устойчивость к износу, деформированию, не требуют нанесения защитного покрытия.
- Пропускная способность, которая показывает, какое количество циклов работы стрела может осуществлять в течение суток без лишней нагрузки на мотор. Механизм шлагбаума не способен бесперебойно работать, ему нужен отдых (около 20-30% от общего времени).
- Наработка на отказ. Это допустимое количество открытия-закрытия стрелы без поломки. Во многом это значение зависит от правильного применения устройства, регулярности и качества проведения технического обслуживания.
- Управление, которое может осуществляться с помощью кнопки, брелока дистанционного управления, карты-ключа, звонка. Также можно выбрать открытие шлагбаума с помощью мобильного приложения. Но в любом случае конструкция должна открываться вручную при отключении электропитания.
- Элементы безопасности. Это может быть светоотражающая лента, фотоэлементы, ламповая сигнализация, предупреждающая о движении стрелы. А для регионов с суровыми климатическими условиями понадобится дополнительно купить шлагбаум с обогревателем привода.
Выбор автоматического шлагбаума должен основываться на конкретных потребностях и условиях эксплуатации, чтобы обеспечить эффективную и безопасную работу устройства.
Большой популярностью пользуются шлагбаумы с распознаванием автомобильных номеров, которые представляют собой современное решение для контролирования доступа на различные территории. Машина подъезжает к шлагбауму и попадает в зону видимости камеры. Она распознает номерной знак, затем происходит проверка соответствия с имеющейся базой данных. В случае совпадения шлагбаум автоматически откроется для пропуска автомобиля.
Для выбора оптимальных эксплуатационных характеристик ограждающего оборудования немаловажно изучить особенности местности (грунт, наличие коммуникаций), оценить активность движения транспорта, пешеходов, определить требования к видимости в темное время суток. На основании полученной информации необходимо разработать техническое задание с подробным описанием всех параметров шлагбаума, выбора подходящей модели в соответствии с требованиями.
Перед госзакупкой в обязательном порядке следует получить согласование у государственных органов. Установка шлагбаума в аэропорту и на прочих объектах предполагает получение разрешений в ГИБДД, противопожарной службе, муниципалитете.
После подготовки всей документации, включая заявление о согласовании установки шлагбаума, проекта размещения, можно подавать заявку на тендер с указанием всех необходимых требований и условий.
Законодательные требования
При закупке шлагбаумов на государственных тендерах важно учитывать требования, установленные 2 Федеральными законами (44-ФЗ и 223-ФЗ).
44-ФЗ применяется ко всем государственным заказчикам, устанавливает сроки и правила проведения закупок. Это касается как открытых, так и закрытых способов госзакупок, включая аукцион, конкурс, запрос котировок, выбор единственного поставщика, если это предусмотрено законом. Этот закон обеспечивает прозрачность и равные условия для всех участников, а также защиту интересов государства.
223-ФЗ регулирует закупки только тех организаций, у которых доля государственного участия составляет более 50%. Этот закон предоставляет большую гибкость в выборе способов закупки, позволяя заказчикам самостоятельно определять процедуры, включая проведение конкурса, аукциона и т. д. Но несмотря на гибкость, заказчики тоже обязаны соблюдать общие принципы прозрачности, справедливости при выборе поставщиков.
При закупке шлагбаумов необходимо учитывать не только требования, установленные Федеральными законами, но и Каталог товаров, работ и услуг (КТРУ), а также Общероссийский классификатор продукции (ОКПД2).
Порядок госзакупки
Госзакупка шлагбаумов включает несколько ключевых этапов:
- Подготовка документации, в которую входит проект договора с указанием условий поставки, монтажа, техобслуживания, гарантийных обязательств, а также сметы и технического задания с подробным описанием эксплуатационных характеристик.
- Размещение извещения о закупке в ЕИС с указанием подробной информации о необходимом шлагбауме.
- Подача заявок участниками, которые соответствуют требованиям, указанным в извещении.
- Проведение торгов, на основании которых выбирается победитель, предложивший наиболее выгодные условия. С ним и заключается контракт. После этого осуществляется оплата, поставка, монтаж, введение устройства в эксплуатацию.
Монтаж, регулировка и обслуживание шлагбаума
После проведения государственной закупки, заключения контракта на поставку шлагбаума проводятся следующие работы:
- Монтаж. Для начала происходит подготовка участка с установкой металлической закладной части, подключением электропитания. Затем происходит бетонирование закладной части, сборка конструкции.
- Настройка и тестирование для последующей бесперебойной эксплуатации шлагбаума. Осуществляется регулировка хода стрелы, скорость ее подъема и опускания, проверка работы всех механизмов, настройка системы безопасности, если она предусмотрена.
- Обслуживание. Важно обеспечить регулярную проверку механизмов, электроники, своевременно осуществлять замену изношенных деталей, контролировать состояние электропроводки, обновлять программное обеспечение. Это поможет исключить неисправности шлагбаума, увеличить его срок службы.
После установки необходимо провести инструктаж для сотрудников, которые будут ответственны за управление шлагбаумом, ознакомить их с правилами эксплуатации и обслуживания.
При выборе поставщика для государственной закупки шлагбаума важно обращать внимание на компании, которые предлагают услуги «под ключ». Ведь при покупке шлагбаума «под ключ» можно будет не искать разных подрядчиков для каждого этапа работ, поскольку компания возьмет на себя ответственность за весь комплекс задач, начиная от поставки, заканчивая установкой, настройкой и последующим обслуживанием. Также она будет нести полную ответственность за все этапы проекта, что упрощает взаимодействие, быстрое разрешение возможных проблем, снизит риски для заказчика.